Как подготовить современный урок
Из статьи Завельского Ю.В. " Как подготовить
современный урок".
Журнал "Завуч" № 4, 2000 г.
Урок-главная составная часть
учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере
сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или
иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его
содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы
этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки
урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом,
завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства. Как же
построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал
учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы
все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную
увлеченность, формировало их творческое сознание? Рекомендации, приведенные
ниже, могут помочь учителю в подготовке такого урока. Изложим их в той
последовательности, в которой готовится урок. Итак:
1.Первое, с чего надо начать
подготовку к уроку:
-
четко
определить и сформулировать для себя его тему;
-
определить
место темы в учебном курсе;
-
определить
ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на
урок ретроспективно;
-
и,
наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет
использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму
перспективы своей деятельности.
2.Определить и четко
сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен?
В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции
урока.
3.Спланировать учебный
материал
Для этого надо:
Подобрать литературу по теме. При этом, если речь идет о
новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли
вузовский учебник, энциклопедическое издание, монография ( первоисточник),
научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только тот,
который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.
Подобрать учебные задания, целью которых является:
-
узнавание
нового материала;
-
воспроизведение;
-
применение
знаний в новой ситуации;
-
применение
знаний в незнакомой ситуации;
-
творческий
подход к знаниям.
Упорядочить учебные задания
в соответствии с принципом "от простого к сложному". Составить три
набора заданий:
-
задания,
подводящие ученика к воспроизведению материала;
-
задания,
способствующие осмыслению материала учеником;
-
задания,
способствующие закреплению материала учеником.
4.Продумать
"изюминку" урока.
Каждый урок должен содержать
что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников- одним словом, то,
что они будут помнить, когда все забудут Это может быть интересный факт,
неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.
5.Сгруппировать отобранный
учебный материал.
Для этого подумать, в какой
последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет
осуществлена смена видов деятельности учащихся.
Главное при группировке
материала- умение найти такую форму организации урока, которая вызовет
повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.
6.Спланировать контроль за
деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:
-
что
контролировать;
-
как
контролировать;
-
как
использовать результаты контроля.
При этом не забывать, что
чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и
затруднения, а так же показать подлинный интерес учителя к их работе.
7.Подготовить оборудование
для урока.
Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д.
Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде
опорного конспекта.
8.Продумать задания на дом: его содержательную часть,
а так же рекомендации для его выполнения.
9.Подготовленный таким
образом урок должен лечь в конспект. Что надо помнить, готовя конспект
урока? Конспект должен содержать три основные части:
-
формальную;
-
содержательную;
-
аналитическую.
Формальная часть выглядит
так:
Урок № _____________________
Тема ______________________
Цель ______________________
Задачи:_____________________
обучающие__________________
развивающие ________________
воспитывающие_____________
Оборудование_____________________________________
Последовательность отдельных
этапов урока.
Содержательная часть -
состоит из двух частей:
1.тексты всех заданий, новый
учебный материал, решение задач, рекомендации по выполнению домашнего задания.
2. таблица, в которой
зафиксировано, что, на каком этапе урока делают учитель и ученики. Она может
выглядеть так:
|
что делают этап урока |
Ученики |
Учитель |
Аналитическая часть
представляет собой самоанализ урока.